Композиторы на Рандеву

газета «Культура» о фестивале «Рандеву… Romantique»

Не стоит думать, что фестиваль «Рандеву… romantique» (таково оригинальное написание названия) посвящен романтической музыке. Идея проекта аккордеонистки Марии Власовой и пианиста Святослава Липса более изысканна: создать некое музыкальное пространство, в котором перекрещиваются стили разных эпох с акцентом на творчество наших современников. В первый раз, в 2008 году, рандеву состоялось с Франсуа Купереном, в прошлом году праздновались юбилеи композиторов Ипполитова-Иванова, Черепнина, Антона Рубинштейна. Теперь их сменил Петр Ильич Чайковский, чье 170-летие потихоньку начинают отмечать сейчас в разных форматах.

Современных композиторов на этом перекрестке эпох представляли, прежде всего, Михаил Броннер и Ефрем Подгайц. На нынешнем фестивале, три концерта которого состоялись в Московском дом композиторов, они представили по четыре произведения, в том числе мировые премьеры. А также прозвучали опусы Николая Корндорфа, Софьи Губайдулиной, Татьяны Сергеевой, Сергея Жукова, Геннадия Чернова, Екатерины Анисимовой, Алексея Ларина. Драматургия «Рандеву… romantique» была проста: первый вечер – с симфонической программой, второй – малые ансамблевые составы, финал – сочинения для солиста и камерного оркестра. Были задействованы два коллектива – Симфонический оркестр ГМПИ имени Ипполитова-Иванова (дирижер – Вячеслав Валеев) и Камерный оркестр Фонда «Русское исполнительское искусство» (дирижер – Михаил Искров).

Рассматривать ли данную акцию как альтернативу уже существующим фестивалям, – «Другое пространство» или «Московская осень»? Пожалуй, что нет. Музыканты-энтузиасты собрались поиграть ту музыку, которая им близка по духу, попытавшись вписать ее в контекст общего исторического процесса. «Для нас этот фестиваль… романтическая встреча с прекрасным. Приглашаем Вас разделить с нами ее очарование!» – так декларировали организаторы свою позицию. И пусть такая концепция покажется немодной, но, откровенно говоря, традиционализм языка и форм услышанных сочинений нисколько не казался устаревшим, а попытка прямого высказывания даже вызывала уважение.

На концерте-открытии, целиком отданном симфонической музыке, слушатели получили, кажется, представление обо всем спектре возможных академических направлений: неоромантизм в партитуре Ларина «Посвящение E.F.G.» (Елене Фабиановне Гнесиной), обращение к архаике древних цивилизаций в «Дифирамбе» Жукова, пласт еврейского городского фольклора во «Фрейлаксе» Броннера (эта тема, но в камерном варианте, была продолжена в его опусе «Музыка местечка» в версии для аккордеона и кларнета, прозвучавшем на следующий день фестиваля). Наконец, свой взгляд на жанр концерта представили Подгайц и Анисимова: первый обратился к классической традиции, а Екатерина, скорее, отталкивалась от известной модели концерта-токкаты в духе Гурецкого.

Когда речь заходит об исполнении новой музыки, то немаловажен вопрос интерпретации. В данном случае, солисты – пианисты Святослав Липс и Белла Моисеева, контратенор Рустам Яваев, аккордеонистка Мария Власова, «Новое трио» и др. – были предельно точны к замыслам авторов, и чувствовалось, что язык этой музыки им близок. Что касается оркестра ГМПИ имени Ипполитова-Иванова, то, хотя ребята очень старались, тут пока можно говорить, скорее, о благих намерениях. Дирижеру Валееву приходилось больше «собирать» форму, чем вдаваться в детали партитур. Быть может, не в последнюю очередь из-за недостаточности инструментального уровня молодых оркестрантов. Так что, вполне справедливы были слова председателя Союза московских композиторов Олега Галахова о том, что для нового поколения музыкантов такая возможность широкого общения с современной музыкой – необходимая школа.

Наконец, еще одна важная особенность «Рандеву… romantique» заключается в том, что поддержку инициативе молодежи оказали сразу две крупные культурные организации, деятельность которых неоднократно доводилось освещать – творческая школа «Мастер-класс» (генеральный директор – Александр Петросян) и фонд «Русское исполнительское искусство» (президент – Валерий Ворона). Если РИИ стоял у истоков фестиваля, то «Мастер-класс» включился в его продвижение только в этом году, расширяя свою сферу деятельности. Юные артисты, выступавшие в региональных проектах «Мастер-класса», поддерживаемые стипендиями и грантами РИИ, теперь выросли в интересных артистов, что и продемонстрировал «Рандеву… romantique».

Евгения Кривицкая