Межрегиональный конкурс юного художника «Мой Восход»

Статистика конкурса впечатляет: за пять лет существования в нем приняло участие более 24000 детей и подростков, география проекта охватывает 68 городов. Каждый год издаются буклеты с работами победителей, а также открытки с изображениями картин ко дню Победы, Восьмому марта и другим праздникам.

Конкурс проводится в три тура. Итоги подводит авторитетное жюри, состоящее из московских художников, известных педагогов ведущих вузов России. Победители награждаются денежными премиями, дипломами и грамотами, а обладатель Гран-при получает бесплатную путевку в творческую школу.

Отличительной особенностью данного проекта от других художественных конкурсов является то, что помимо конкурсных мероприятий в него включена образовательная составляющая, направленная на совершенствование профессиональной подготовки талантливых учащихся. Конкурсы сопровождаются мастер-классами; многие картины, которые впоследствии признаются лучшими, рождаются прямо на глазах у членов жюри. Однако «Мой Восход» – проект нестандартный: он включает в себя не только мастер-классы и непосредственно конкурсный отбор победителей, но также творческие встречи мэтров с юными художниками и их педагогами, откровенные беседы о животрепещущих проблемах в искусстве и системе образования России.

Условия проведения ХII Межрегионального конкурса юного художника «Мой Восход» (2016)

Условия проведения VI Межрегионального  творческого конкурса для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках конкурса «Мой Восход» (2016)

Картины победителей конкурсов всех лет


КОНКУРС – ВСЕГДА ПРАЗДНИК

ЕВГЕНИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ ЛАДЫГИН
кандидат педагогических наук,
методист АНО «Творческая школа «Мастер-класс» по изобразительному искусству

Идея проведения масштабного художественного конкурса витала в коллективе Творческой школы довольно давно, наверное, с самого основания. Но как-то не складывалось его стройной концепции, хотя проводились под эгидой Банка ЗЕНИТ и ТШ «Мастер-класс» интересные региональные мероприятия. Среди них были художественный конкурс «Юные дарования Татарстана», конкурс «В стране поющего соловья» и другие.

Концепция определилась летом 2004 года во время проведения летней творческой школы в Рузе. Тогда мы втроём (А.А.Петросян, В.Н.Ларионов и я), сидя под раскидистыми рузскими елями, сочинили предложения в ознаменование празднования 10-летия Банка ЗЕНИТ. Концепция была простая: провести во всех городах, где активно работает Банк, художественный конкурс, в котором дети отобразили бы юмористически тему финансов в обычной жизни. Назвали всё это «Бриллиантовая кисть». Никто не мог предположить, что концепция не только понравится, но и перерастёт, благодаря участию в её разработке руководителя службы связей с общественностью Банка ЗЕНИТ А.В.Серова, в более весомый и значимый проект. А.В.Серов предложил провести конкурс «Бриллиантовая кисть» и более масштабный конкурс под рабочим названием «Мой Восход».

Коллектив Школы и художники-педагоги разработали систему номинаций, которая, почти не претерпев изменений благодаря универсальности, составляет конкурсную программу до сих пор. Дети должны выполнить реалистическое, символическое или абстрактно-декоративное произведение на тему «Мой Восход». Важным условием было отображение в рисунках колорита своей малой Родины. Конкурс проводится в три тура. Сначала на местах отбираются 10 лучших работ, которые привозят в Москву, где определяют победителей по каждому региону, а из них —

обладателей Гран-при (бесплатных путёвок в Творческие школы). Ноу-хау конкурса в том, что для проведения первого тура на места направляются лучшие педагоги ведущих Московских вузов, талантливые художники и методисты, которые не только возглавляют жюри отборочного тура, но и проводят мастер-классы.

Мне довелось принять участие в разные годы в нескольких первых турах (в Казани, Курске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону). Это всегда праздник, на который съезжаются талантливые дети, их учителя и родители. На мастер-классах некуда яблоку упасть, иногда желающих было столько, что приходилось давать по два и даже по три мастер-класса, а детей рассаживать рисовать в две смены. Всегда было много общения, обмен идеями и предложениями.

Частыми гостями на просмотрах были представители СМИ, репортёры газет и телевидения. Рецензии всегда отличались теплотой и живой заинтересованностью.

Конкурсный просмотр — тяжёлый момент. Фонтан творческих идей, сила таланта наших детей, отражение труда педагогов, понимания и участия родителей. Сотни работ, каждая по-своему ценна и интересна. Как выбрать, какие критерии применимы к детскому творчеству, как не поддаться субъективизму и пристрастиям? Хорошо, когда жюри мыслит едино, когда почти единогласно определяются фавориты. Труднее, если мнения разделяются. Ведь из сотен работ надо выбрать десяток. Несмотря на сложности, конкурс выявляет лучших из лучших, и детское творчество радует затем зрителей на выставке в московском офисе Банка ЗЕНИТ и на страницах красочных каталогов, используется в сувенирной продукции Банка и Творческой школы.

Часто завершением первого тура становились экскурсии по школам, училищам, мастерским художников. Наиболее масштабными конкурсные мероприятия получались, когда совпадали с музыкальным фестивалем «Молодые таланты России». Гала-концерты становились мощным заключительным аккордом и для художественного конкурса.

С каждым годом конкурс «Мой Восход» набирает силу. Если в первом (2005 год) приняли участие около 2 тысяч человек, то в пятом (2009) уже более 7 тысяч. Всего за 5 лет более 24 тысячи детей и подростков стали участниками этого проекта.

В разные годы приняли участие в составе в жюри, ездили с мастер-классами по стране многие мэтры отечественного изобразительного искусства, профессора ведущих российских художественных ВУЗов:

  • В.В.Аверьянов — профессор, заведующий лаборатории техники и технологии графических материалов МГАХИ имени В.И.Сурикова;
  • И.Л.Евстигнеева — доцент МГХПУ имени С.Г.Строганова;
  • В.Н.Ларионов — главный редактор журнала «Художественный Совет», член ТСХР и МХФ;
  • В.М.Назарук — лауреат Государственной премии СССР, профессор;
  • Г.А.Мазурин — заслуженный художник России, профессор МГАХИ имени В.И.Сурикова;
  • А.А.Федулов — заслуженный художник России, доцент Московского университета печати;
  • Е.М.Морозов — профессор МГХПУ имени С.Г.Строганова и другие.

БОЛЬШОЕ И НУЖНОЕ ДЕЛО


ГЕРМАН АЛЕКСЕЕВИЧ МАЗУРИН
профессор кафедры рисунка МГАХИ имени В.И.Сурикова,
заслуженный художник РФ

Мне очень повезло, когда несколько лет назад я получил предложение участвовать в жюри конкурса детского рисунка «Мой Восход». Как член комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества союза художников России, я много участвовал в подобных мероприятиях и имел большой опыт. Но на этот раз работа была построена по-другому. Члены жюри выезжали в провинциальные города России, участвовали там в проведении конкурсов, в отборе лучших работ, проводили мастер-классы.

Приезд мастеров искусств из Москвы в провинциальный город имеет огромное значение. Встречи с ними надолго остаются в памяти юных художников. Я как член жюри участвовал в таких мероприятиях и счастлив, что имел возможность общаться с юными талантами, с их самоотверженными педагогами. Надеюсь в будущем увидеть многих из этих ребят студентами нашего института. Банк ЗЕНИТ делает большое и нужное дело, финансируя эти дорогостоящие мероприятия. В современных экономических условиях такая поддержка оказывает очень большое влияние на развитие эстетических идеалов в Российской провинции. Поэтому хочется пожелать дружному коллективу школы «Мастер-класс», во главе с обаятельным и энергичным Александром Петросяном, новых творческих успехов и возможности продолжать и развивать важную и очень интересную работу.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО ДВИЖУЩАЯ СИЛА ИСКУССТВА


ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ АВЕРЬЯНОВ
профессор МГАХИ имени В.И.Сурикова

Ещё из курса физики знаем о «броуновском движении», которое объясняет хаотическое движение микроскопических частиц в жидкости или газе. Движущей силой является тепло, которое передаётся или принимается при каждом контакте частиц. Так, наверно, и в искусстве происходит формирование творческих личностей. Таланты в человеке заложены от природы и могут оставаться не раскрытыми всю жизнь, но чем чаще он будет соприкасаться с проявлениями прекрасного, тем больше вероятность раскрытия его способностей.

Уроки рисования в школе, занятия в художественной школе или студии — первичная среда художественного мышления детей. А целенаправленно «возмущая» эту среду проведением ежегодных конкурсов среди школьников, «Мастер-класс» создаёт дополнительную художественную волну, на гребне которой становятся заметны творческие достижения отдельных участников. Останется ли это частью общего эстетического воспитания или повлияет на выбор профессии, мы не знаем, но то, что поиски решения конкурсного задания всколыхнут спящие способности в глубине души ребёнка, — несомненно. На какую почву попадут искры, и где вспыхнет пламя нового гения, покажет будущее, но всё имеет начало и причину.

В Альметьевске, где я впервые участвовал в жюри отборочного тура конкурса «Мой Восход», передо мной предстал удивительный конгломерат художественных направлений, форм и материалов. От масляной живописи и мозаики до высушенного солёного теста в форме скульптуры и раскрашенных рельефов. Такое разнообразие экспонентов наглядно отражало широчайшие интересы участников конкурса. Отбор лучших работ в этом случае неимоверно сложен. Какой критерий применить к ещё наивному (с точки зрения взрослого человека) изображению восьмилетнего ребёнка и к старшекласснику, обладающему некоторыми профессиональными знаниями и навыками.

Ведь определение «художественности» достаточно субъективно. Оценить работу, например студентов в учебном заведении, намного проще, так как выполняется упражнение в заданном и достаточно узком диапазоне, где преподаватель заранее представляет конечный результат и определяет, кто ближе к нему приблизился.

Конкурс «Мой Восход» представляет некое философское понятие, далеко уходящее за обычные рамки того, что первоначально приходит, как говорят «на ум», в виде красного солнца над горизонтом. Мне интересно видеть, как в работах учеников проявляются влияния и предпочтения преподавателей, не столько в выборе сюжетов, сколько в стилистике исполнения. Ведь они закладывают первичное видение и понимание изобразительной среды, эстетики и пластики в жаждущие умы детей.

Творческая сторона конкурсов по изобразительному искусству напрямую связана с художественными материалами. Рассматривая представленные работы, видишь, как из года в год расширяется разнообразие применяемых материалов. Радует, что для любителей искусства стали доступны высококачественные краски и кисти, холсты и бумага.

Чтобы донести до зрителя свои замыслы требуется не только оригинальное композиционное решение, но знания по использованию возможностей того или иного изобразительного средства. Вслед за новыми, часто импортными материалами, не всегда поспевают описания свойств и применения их на практике. В журнале «Художественный Совет» стараются восполнить такие пробелы, но живое общение при проведении «Мастер-классов» позволяет намного шире познакомиться с возникающими проблемами непосредственно от художников-педагогов на местах. Они узнают не только о тонкостях в техниках и технологиях изобразительных материалов, но и о том, какие пробелы в подготовке их учеников выявляются при поступлении в художественный институт.

В недалёком прошлом многие преподаватели из регионов были частыми гостями столицы. Участвовали во всероссийских художественных выставках, приезжали сами, чтобы побывать в музеях, встретиться с единомышленниками. Сокращение выставочной деятельности, наряду с финансовыми трудностями, сжимает возможности взаимообмена между художниками. Мастер-классы, благодаря помощи Банка ЗЕНИТ, вносят лепту в снижение такой изоляции. Высказывания по этому поводу звучат при каждой встрече.

МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА


ВЕРА ИГНАТЬЕВНА БУШУРОВА
директор Альметьевской ДХШ №1,
заслуженный работник культуры Республики Татарстан

Первая запись в Дневнике нашей художественной школы о сотрудничестве с Творческой школой «Мастер-класс» сделана 6 октября 2005 года. Именно тогда впервые в нашем городе и стенах нашей школы увидели московских гостей: главного редактора журнала «Художественный совет» В.Н.Ларионова и художника, редактора журнала «Новый крокодил» И.Н.Коноплянского. Нашим преподавателям было интересно всё: ведь в небольшой периферийный город не часто приезжают маститые художники. Особенно интересно общаться с В.Н. Ларионовым. Он практически знает все регионы нашей родины, часто встречается с творческими людьми, посещает значительные экспозиции Москвы. Но особенно важно было узнать мнение об уровне работ учеников нашей школы. Мы были приятно удивлены: оказывается уровень довольно-таки высокий.

Вот уже пять лет мы дружим с Творческой школой «Мастер-класс». У нас побывали опытные мастера из Москвы и Санкт-Петербурга: А.Я.Тихонович, А.С.Шеболдаев, Г.А.Мазурин, В.А.Рябовол, А.Н.Фёдоров. Приезда художников мы ждём с нетерпением: новый взгляд на творчество, интересные идеи и знакомство наших ребят с настоящими художниками. Мастер-класс А.С.Шеболдаева запомнился всем художникам Альметьевска. Никогда ещё так интересно не проходили занятия с обнажённой натурой в технике пастели. Г.А.Мазурин прекрасно владеет аудиторией, дети ловили каждое его слово, а после того, как он рисовал юных натурщиков  и дарил им портреты, ребята долго не хотели его отпускать. Каждая новая встреча — это огромный стимул для детей и взрослых к творчеству. И как результат — многочисленные публикации детских рисунков в журналах «Нефть и жизнь», «Стратегия успеха».

Наша школа — активный участник многих конкурсов, в том числе и международных. Но ребята особенно любят «Мой Восход». Опытные работники Творческой школы «Мастер-класс» продумывают всё до мелочей: грамотно и понятно составлено Положение о конкурсе, лучшие рисунки публикуются в буклетах, афишах, календарях и даже открытках, учтена и роль куратора на местах. Конечно же, привлекает конкурсантов и денежное вознаграждение.

Особо притягательны для детей летние творческие школы в Рузе, на которых побывали и наши ребята, причём некоторым путёвки Творческая школа дарит бесплатно, что важно для малообеспеченных талантливых ребят.

Дружба с Творческой школой «Мастер-класс» даёт положительные результаты: наш дипломант Гран-при Евгений Троицкий сейчас учится в Суриковском институте в Москве, многие дипломанты продолжают учёбу в художественных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани и других городов. Путёвку в творческую жизнь они получили, участвуя в конкурсе «Мой Восход». Именно в этом конкурсе приветствуется любовь к своему краю, городу, дому, семье. Всё шире круг участников, выше требования к их работам, и мы стараемся соответствовать этому уровню.

Благодаря договору о сотрудничестве между администрацией Альметьевска и Творческой школой «Мастер-класс», ежегодно в городе проводятся фестивали «Молодые таланты России». Концерты проходят в ДК «Нефтьче» и там же в торжественной обстановке происходит награждение юных художников спонсорами этого конкурса — представителями Банка ЗЕНИТ.

«Я родом из моего детства», — писал Антуан де Сент-Экзюпери. Мы все родом из детства — удивительного уголка человеческой жизни, где каждый следующий день открывает нам мир заново. Это время, когда по плечу любые мечты, и в фантазиях можно путешествовать по Вселенной. Взрослея, мы всё реже и реже фантазируем, нам не хватает детской свободы. Мир искусства огромен. Он питает душу человека в течение всей жизни, наполняя благородством, состраданием и любовью.

Вместе мы делаем большое дело — воспитываем ребёнка, умеющего видеть и дарить прекрасное. Дружба с Творческой школой — прекрасный стимул для ребят нашего региона. Надеемся, что, несмотря на кризис, Банк ЗЕНИТ не оставит своего благородного дела — поддержки творческой молодёжи России.