Уникальность творческих школ

Само название организации «Творческая школа «Мастер-класс» определило одно из главных направлений деятельности: проведение творческих школ, как одного из наиболее эффективных направлений работы с одарённой молодёжью. Основу этих школ составляют мастер-классы — форма учебного процесса, способ передачи профессиональных знаний маститых преподавателей юным музыкантам, художникам и их учителям.

О мастер-классах, как современной форме обучения, говорит профессор МГК имени П.И.Чайковского, доктор искусствоведения Е.Б.Долинская, называя их «широко развитой формой блиц-контактов наиболее талантливой молодёжи и видной профессуры в сфере художественного творчества и исполнительства» (журнал «Музыкант-классик», 09/2004). В России и за рубежом накоплен большой опыт подобной методики обучения.

Продолжительность творческих школ – 6 или 12 дней в круглогодичном режиме.

Участники — учащиеся детских музыкальных и художественных школ, студенты средне-специальных музыкальных и художественных учебных заведений, а также их педагоги.

За первые 10 лет работы АНО «Творческая школа «Мастер-класс» проведено 70 творческих школ, из них:

51 — в Москве:

  • 35 по музыкальным дисциплинам,
  • 16 по изобразительному искусству,

19 летних школ:

  • 8 — в подмосковной Рузе,
  • 1— в Крыму,
  • 10 — региональных.

В творческих  школах приняли участие 1222 учащихся и преподавателей из 67 регионов, 230 городов России. География настолько широка, что, если взглянуть на карту страны, мы практически не найдём уголка, откуда бы не приезжали наши участники.

ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

Методическая основа творческих школ для музыкантов — индивидуальные занятия — мастер-классы. Это позволяет учитывать потенциальные возможности каждого ученика. Участники школы имеют возможность не только заниматься с профессором, но и посещать остальные мастер-классы в качестве слушателей. По окончании занятий преподаватель составляет творческую характеристику каждого учащегося, где даёт рекомендации для дальнейшей работы. Это особенно важно для тех, кто приезжает в творческие школы повторно, поскольку преподаватель имеет возможность наблюдать исполнительский рост ученика, своевременно внося педагогические коррективы. Ребят, занимающихся в таком системном режиме, немало. Среди них пианистка Лилия Хуснуллина из Альметьевска, баянист Айдар Валиев и скрипач Монасыпов Рустем из Казани, пианистки Влада Беспалова и Наталья Егорова из Саранска и многие другие. Нередко участники творческих школ приезжают вместе со своими преподавателями. Это ценнейший момент, ведь он позволяет преподавателю использовать в дальнейшем методику и советы московских мэтров, с одной стороны, а, с другой — способствует обмену профессиональным опытом.

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Для художников была разработана специальная схема проведения творческих школ. Её автор — куратор художественного направления Творческой школы «Мастер-класс», главный редактор журнала «Художественный Совет», член Творческого союза художников России В.Н.Ларионов.

Новаторство в том, что для каждой  школы берется новая тема, и к ней разрабатывается программа, которая включает не только традиционные мастер-классы, но и обзорные лекции ведущих искусствоведов, психологов, методистов и социологов Москвы, учебные экскурсии по художественным выставкам, предприятиям, производящим художественные материалы и принадлежности, творческие встречи с известными художниками, редакторами печатных изданий для художников, коллекционерами.

Тема творческой школы может быть широкой, обзорной, например, «Станковые тиражные графические технологии», «Декоративно-прикладное искусство» или касаться отдельных аспектов художественных техник. Тематика может быть связана с академическими дисциплинами — «Академическая акварель», а может принадлежать к художественному хобби, например, «Художественная кукла» или раскрывать новые перспективные направления художественного творчества — «Аэрография».

Как показывает опыт, занятия воспринимаются с большим интересом, когда они проходят в учебных заведениях города Москвы. Это ведущие вузы столицы (МГХПА им. С.Г.Строганова, МГАХИ им. В.И.Сурикова, Текстильная академия им. А.Косыгина, МГПУ, Национальный институт дизайна, МАРХИ), наиболее популярные учреждения дополнительного образования (Школа акварели Сергея Андрияки, ДХШ №1 им. В.А.Серова, ДХШ «Тимирязевская», ДХШ «Солнцево», ДШИ №12 «Старт»), художественные училища, учебные центры предприятий. Занятия обязательно дополняются экскурсиями. Художники знакомятся с историей, условиями обучения и правилами приёма  в учебные заведения, посещают выставочные залы.

НЕ ТОЛЬКО ЗАНЯТИЯ

Напряженная работа в мастер-классах, индивидуальные и групповые занятия сочетаются с насыщенной культурной программой: посещением музеев, выставок, концертов, театров, памятников истории. Это, безусловно, способствует повышению культурного уровня участников и дарит воспоминания на долгие годы.

И, конечно же, приехавшие из разных уголков России ученики и педагоги имеют время для общения. Они обмениваются впечатлениями, обсуждают новые идеи и наработки, учатся друг у друга. Преподаватели из регионов «впитывают» новую информацию, а вернувшись домой, делятся знаниями со своими учениками.

Как показала практика, систематические занятия в творческих школах под руководством опытных преподавателей — это хорошая возможность для профессионального роста: ребята получают призовые места на конкурсах, поступают в престижные учебные заведения, а многие из них переехали на учёбу в столицу. Так, жители Казани Евгений Андреев (фортепиано), Альберт Скуратов (скрипка) и Рустем Монасыпов продолжают учёбу в МГК имени П.И.Чайковского, пианисты Павел Коновалов из Юрги и Сария Рахмани из Казани, а также скрипачка Александра Перцева из Братска поступили в ЦМШ при МГК, Вадим Баев из Архангельска (аккордеон) получает образование в РАМ имени Гнесиных, а Алексей Пудинов из Нижнего Тагила (фортепиано) поступил в Высшую школу музыки и изобразительного искусства во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Среди призёров и лауреатов крупных всероссийских и международных конкурсов немало участников творческих школ «Мастер-класс»: Р.Монасыпов, А.Валиев, В.Беспалова, А.Пекарь, И.Овсянникова, А.Пудинов, А.Тарутин, А.Скуратов и другие. Впервые представитель Республики Татарстан — Евгений Андреев стал лауреатом престижного Международного юношеского конкурса имени П.И.Чайковского, проходившего в КНР, а Диляра Хузина из Нижнекамска была удостоена звания лауреата Первой премии на XIX Всероссийском конкурсе молодых музыкантов имени Д.Б.Кабалевского. И таких примеров много.

Участники высоко оценивают занятия и организацию творческих школ. Побывав здесь однажды, они стремятся приехать снова. Наши «ветераны» — супруги Горда Виталий Николаевич — заслуженный деятель культуры ХМАО–Югра и Наталья Николаевна, возглавляющие художественную студию «Ракурс» в Сургуте — участники десяти школ!

Очень хорошая, чёткая организация учёбы и отдыха», «Мы восхищены профессиональным и творческим подходом в организации работы школы», «Везде нас окружала любовь и чувствовалась особая теплота», «Программа творческой школы — это воплощение мечты» — эти и подобные отзывы о Школе не могут не радовать её организаторов.