Музыкальные баталии в Гнесинке

В концертном зале Российской Академии музыки им. Гнесиных состоялась «Музыкальная битва» – творческое соревнование молодых музыкантов.


Уже восьмой год во многих городах нашей страны проходит акция под названием «Балалайка – душа России». Глубоко-национальный, ярко-патриотичный характер этого начинания отражает общее желание любыми усилиями поддержать и пропагандировать исконно русское народное искусство в современном культурном пространстве России. А это одна из форм самоидентификации нации в неуклонном процессе глобализации.

В рамках этого долгосрочного проекта второй год в оригинальном формате музыкальной «баталии» проходит творческое состязание коллективов молодых музыкантов-исполнителей на русских народных инструментах. Молодые – не всегда означает неопытные. Уже громко заявившие о себе, ищущие новые пути и смело дерзающие, они двигают вперед традиционное русское народное искусство.

Баталия – по сути гала-концерт. Полный зал народу, интересующаяся публика. Но концертные номера оценивались одновременно тремя составами жюри: это мэтры – профессора Российской Академии музыки, народные артисты; ярко проявившие себя талантливые независимые музыканты и зрительный зал с помощью голосования карточками. Такая форма уже была уже опробована на прошлогоднем состязании.

Среди новшеств этого года – прямой эфир этого интереснейшего события на Youtube-канале РАМ им. Гнесиных, который могли посмотреть все желающие и информационная поддержка интернет-портал о культуре rewizor.ru.

Условие для участников ставилось жесткое, но равное для всех. Ансамблям предлагалось только 30-минутное выступление, чтобы «покорить мир» и доказать свою уникальность, а также убедить в своем профессионализме членов жюри и очаровать артистизмом публику. И ни секунды на раскачку.

В мире по-прежнему существует устойчивый бренд a la russe – «балалайка». Но это – совсем не примитив в три струны, убедительно доказали молодые музыканты-участники. А нечто стремительно развивающееся, самообогащающееся и новаторское. В этом году три ансамбля представили свое творчество на суд жюри: группа «Изумруд» из Екатеринбурга, ансамбль «Русская рапсодия» из Москвы, «Квинтет Четырёх» из Санкт-Петербурга.

Уральцы оказались блестящими шоуменами. Сами себе композиторы-аранжировщики, исполнители-виртуозы, артисты-танцоры лихо, в духе театрально-циркового представления «жонглировали» своими композициями. Дюк Эллингтон и Арам Хачатурян слились в экстазе в «Караване с саблями». Своим многочисленным гастролям ребята посвятили авторскую «Изумрудная дорожная». У них однажды состоялся вертолетно-концертный тур по северу России. Балалаечно-домровый Канкан с обаятельнейшими девчонками-домристками завершил программу. Но за всем этим юмором и цирком стояла идеальная ансамблевость на гране слепого автоматизма, исполнительская виртуозность, и, безусловно, захватывающе-зажигающий артистизм. Профессорское жюри отдало свои голоса этому коллективу.

Жюри же независимых музыкантов выделило академическо-народный ансамбль «Русская рапсодия». Сочетание фольклорности гуслей, домр, бас-балалайки и академизма рояля с гобоем предоставило возможность такому составу исполнять музыку Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» и Альфреда Шнитке «Мертвые души». Сами композиторы экстремально смешивали фольклор и академизм. «Слава богу, в нашем ансамбле присутствуют классические инструменты, которые обогащают, расширяют горизонты и являются даже обучающим началом для традиционных народных инструментов,» – сказал руководитель «Русской рапсодии» Евгений Волчков. Классические пиджаки с яркими жилетами у мужчин и длинные строгие, но яркие платья у женщин дополняли эту идею.

А вот питерцы безоговорочно покорили публику. Зал проголосовал за «Квинтет Четырёх» из Санкт-Петербурга. Но их воздействие было не внешним, а каким-то концептуальным. Актуальная музыка – так было заявлено в их анонсе.

Техно-фолк и бесконечное сочетание жанров и стилей. Результат – ярко-индивидуальный, предельно самовыразительный эффект. Противоречие названия сразу стало понятно. Четыре исполнителя оказались «многостаночниками». Каждый играл на нескольких инструментах, обеспечивая присутствие квинтета на сцене. Удивительно, но народные инструменты в руках этих ребят показали огромный потенциал. «Эй, ухнем» прозвучала иллюстрацией к рок-фестивалю «Нашествие». В композиции присутствовала характерная «жесть», но и трагичная «русскость» бурлаков. Им удалось новаторски взглянуть на «нафталиновые» представления о «лубочной балалайке». Не задумываясь, я проголосовала за них.

Председатель жюри мэтров, Народный артист России, профессор Фридрих Липс в своем выступлении очень сожалел о том, что нужно было выбирать, ведь каждый участник претендует на собственную творческую нишу.

Пока шло голосование, победитель прошлых музыкальных баталий, обладатель Кубка Мира ансамбль «Русский Ренессанс» украсил гала-концерт своим выступлением. Прозвучали композиции из его новой программы «Утомленные Folk’ом», которая будет показана в апреле в театре «Градский-холл». А в конце месяца ансамбль представит Россию в Японии на международном конкурсе. Мичиган-конкурс в США также подтвердил участие «Русского Ренессанса» в своем соревновании. Карьера ансамбля складывается успешно.

Столичная сцена Гнесинской академии «Музыкальной баталии» предоставляет отличную возможность широкой презентации молодых коллективов.

Автор статьи: Елена Алексеева