В Альметьевске состоялся фестиваль «Молодые таланты России»

6-7 октября 2014 года в Альметьевске состоялся Межрегиональный фестиваль «Молодые таланты России». Столицу на фестивале представляли музыканты, направленные Творческой школой «Мастер-класс»: известный пианист Д.В.Чефанов – доцент МГК им.П.И.Чайковского и баянист А.Салахов – студент РАМ им. Гнесиных. Альметьевск представили Оркестр народных инструментов, А.Нургалиева, дуэт баянистов А.Спиридонов и И.Булатов, Ансамбль аккордеонистов. Участниками фестиваля стал также джазовый дуэт из Казани в составе Л.Ю.Чугунова (вокал) и О.Анохин (фортепиано, тромбон).

«Молодые таланты России» порадовали альметьевцев – сюжет телекомпании «Альметьевск ТВ»

Одиннадцатый год подряд, уверенно шагая по нашей необъятной Родине, фестиваль завоёвывает все новые и новые  географические точки.  И каждый раз это очень важное и значимое событие в биографии не только «Творческой школы «Мастер-класс» и ее детища – Межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов (МАБА), но и для всех участников и гостей фестиваля. Ведь профессиональное и творческое общение выдающихся музыкантов и художников с одаренными детьми и молодежью – это всегда незабываемое событие в культурной жизни каждого региона.

Актуальность проекта заключается в том, что он направлен на  поддержку и развитие  современной российской музыки в сочетании с исполнительским мастерством молодых, но уже признанных в нашей стране и за ее пределами  талантливых музыкантов и педагогов.  Мы все знаем, что музыка живет, когда её играют. Поэтому, благодаря усилиям всех заинтересованных сторон в России, наряду с классическим репертуаром, будет звучать новая музыка, совмещающая в себе различные стили, направления, течения, отражающие современное время – эпоху.

Долгосрочный, прошедший определенный жизненный опыт и состоявшийся проект «Молодые таланты России» получил свежую струю воздуха благодаря Министерству культуры Российской Федерации. Это, конечно дает нам  импульс к новым открытиям, как профессиональным, так и человеческим. И это позволяет определенный уровень проведения фестиваля поднять на ещё более высокую ступень. Мы признательны за такую поддержку и рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Альметьевский музыкальный колледж  тесно сотрудничает с Творческой школой «Мастер-класс»:   фестиваль «Молодые таланты России» в 2004 году стартовал именно в Альметьевске и прошел уже девять раз (более  чем в любом из других городов  России).  В рамках этого фестиваля проходят мастер-классы и творческие встречи известных музыкантов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных,  а также проводятся гала-концерты во Дворце культуры «Нефтьче» с участием молодых талантов из Москвы и Альметьевского музыкального колледжа. Фестивали под девизом «Молодые таланты России» – одно из основных мероприятий Творческой школы, направленных на создание взаимосвязанной системы проведения совместных мероприятий с регионами, с которыми установились отношения традиционного культурного сотрудничества.

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

6 ОКТЯБРЯ

09.00-15.00   Мастер-класс и концерт

Чефанов Д.В. (фортепиано, доцент МГК им. Чайковского)

Концертный зал АМК

7 ОКТЯБРЯ

10.00-12.00   Творческая встреча

Айдар Салахов (баян, студент РАМ им. Гнесиных)

Концертный зал АМК

13.00-17.00  Творческая встреча и мастер-класс

Джаз-дуэт: Чугунова Л.Ю. (вокал, заслуженная артистка Республики Татарстан), Анохин О. – (фортепиано, тромбон)

Концертный зал АМК

19.00   ГАЛА-КОНЦЕРТ в ДК «Нефтьче»

Отзывы о фестивале

Это очень здорово, что у нас проходят такие фестивали. Мы, преподаватели  детских музыкальных школ, имеем возможность увидеть работу  столичных мэтров с нашими детьми. Денис Чефанов  сразу же расположил и публику и детей к себе, вел урок  непринужденно, общался с детьми  открыто. Он  хорошо знает   детскую психологию,  поэтому и дети ответили ему тем же. Панина Е.А., преподаватель ДШИ г.Бугульмы.

Фестиваль «Молодые таланты России» уже столько лет проходит в Альметьевске и каждый раз привносит в музыкальную жизнь нашего города и региона свежую струю. Мы с нетерпением ждем эти мероприятия, потому что, благодаря московской Творческой школе, сюда приезжают все новые и новые музыканты, талантливые исполнители и профессиональные педагоги. Несмотря на то, что фестиваль проходит в одном и том же формате, это ничуть не утомляет, а наоборот,  постоянство и  стабильность рождает традиции, чем мы и гордимся.   Ведь не зря нам 50 лет! Токарева Е.В., преподаватель Альметьевского музыкального колледжа им.Ф.З.Яруллина.

Интервью с организаторами и участниками фестиваля

Каждое благое дело имеет свое начало. А если у этого свершения есть и достойное продолжение, то это неизбежно является направлением на успех и триумф. Таким триумфатором является генеральный директор Творческой школы «Мастер-класс» города Москва Александр Арутюнович Петросян. С ним и состоялась наша творческая беседа.

- Александр Арутюнович, как у Вас появился замысел создания Творческой школы «Мастер-класс»?

- Это было так давно. 1998 год – время не самое лучшее для России, можно даже сказать, что страшное. Был август. В моей семье родился третий ребенок и в экономике нашей страны произошло не менее важное событие – дефолт. В то время я работал заместителем директора в фонде «Новые имена», наступил кризис и элементарно не было денег ни на работе, ни в семье. Казалось бы, жизнь разрушена… И  вдруг возникает идея о создании нового проекта, который помог бы детям различных городов посетить Москву. И я выбрал город Суздаль, так как именно в нем мною же изначально была организована первая творческая школа. Именно сюда стекалось огромное количество  народу: выдающиеся музыканты-исполнители, ведущие педагоги, талантливая студенческая молодежь. Количество участвующих в этом проекте было настолько велико, что уже невозможно было проследить за качеством и эффективностью данного благого дела. Поэтому создается новая идея проекта. И мы стали проводить в Москве практически каждый месяц мастер-классы для учеников и педагогов. С ними занимались великие профессора, устраивались различные экскурсии, посещение Большого театра.

- Какое место в жизни у Вас занимает Творческая школа «Мастер-класс»?

- Это основная сфера моей деятельности. Она занимает мое сердце, душу. Я живу этим, езжу по всем городам . Болею всей душой за всех вас, разве это не счастье испытывать все это?

- У Вас сегодня двойной праздник: 15-летие Творческой школы «Мастер-класс» и Ваш день рождения! Нам хотелось бы пожелать Вам спартанского здоровья, неиссякаемой энергии, бодрости духа, творческих успехов во всех Ваших начинаниях и свершениях. Счастья и любви! (7 октября 2014 года)

Творческая школа «Мастер-класс» – это шаг навстречу к прекрасному, на встречу с талантливыми, интересными людьми, выбравшие такую сложную, эмоциональную профессию как музыкант. Благодаря союзу Альметьевского музыкального колледжа им. Ф.З. Яруллина и Творческой школы «Мастер-класс», мне представилась возможность не только наблюдать саму работу музыкантов, но и лично пообщаться с ними и задать несколько вопросов. Первой моей беседой оказалась встреча с выдающимся пианистом-исполнителем, обладателем поистине «золотых рук», яркой личностью Денисом Чефановым.

- Денис Владимирович, ваша поездка состоялась по случаю 15-летия Творческой школы «Мастер-класс». Как Вы давно сотрудничаете с ней и в каких проектах Вы еще участвуете?

- Официально я сотрудничаю, наверное, около 10 лет. Может быть чуть меньше. Об Александре Арутюновиче я знал уже давно. И, видимо, методы моей работы ему понравились и меня стали просить чаще выступать. Он попросил меня «возвратиться к истокам». Я вернулся в Казань, где закончил в свое время спецшколу,  дал несколько концертов и лекций.  Так и завязалась наша дружба, чему я, несомненно, рад. В других проектах я тоже стараюсь участвовать чаще – концерты, мастер-классы.  В прошлом году была совершена поездка по Татарстану. Так как моя сестра до сих пор работает в Казанской музыкальной школе, было приятно, что мою фамилию не забывают и организовывают теплый прием. С одной стороны я базируюсь и в Москве, но я с радостью соглашаюсь на поездки в Казань. Недавно я приезжал не по просьбе Творческой школы «Мастер-класс», а на фестиваль «Денис Мацуев в кругу друзей». Он давал два концерта, а мы отбирали стипендиатов «Новых имен» и заодно проводили мастер-классы. Мне очень нравится, что «Новые имена» и Творческая школа «Мастер-класс» с одной стороны абсолютно независимы, но и с другой стороны взаимно дополняют друг друга.

- А ваше сотрудничество с творческой школой «Мастер-класс» как-то отражается на вашей профессиональной карьере?

- Я думаю, все, что мы делаем, отражается каким-либо образом на нашей карьере. Потому что на любого педагога, как и любого человека, особые события оказывают влияние прямое, либо опосредованное. С другой стороны, во-первых, я получаю за это зарплату, а это тоже немало важно (смеётся). Во-вторых, мне всегда приятно куда-то поехать, потому что любая поездка освежает и придает новые ощущения, а в-третьих, я преследую свои корыстные планы. В таких поездках я присматриваю себе студентов. Мне нужны не просто хорошие студенты, а люди, которые пытаются мыслить на одной со мной волне и следовать моим принципам, и разделяют мои убеждения. Мне интересно будет работать с такими учениками. Еще, я считаюсь вице-президентом международного благотворительного фонда «Дети и музыка». Фонд абсолютно некоммерческий и его основная задача –  это поддержка детей из обычных детских музыкальных школ. Каждый год мы проводим фестиваль на общественных началах. Идея заключается в том, что дети, которые проходят первый тур, имеют возможность сыграть в финале  с небольшим симфоническим оркестром «Садко».

- На традиции каких композиторов или исполнителей Вы ориентируетесь?

- Хороший вопрос (улыбается). Моим первым учителем является мама. В детстве я равнялся на нее. Моя мама правильно поставила мне руки, это главное для пианиста. В Московской консерватории я попал в класс профессора Н. Л. Штаркмана, который был последним учеником К.Н. Игумнова – выдающегося пианиста, педагога, поэтому мы следовали его традициям. А что же такое традиции Игумнова? Это традиции звучания инструмента. Он не ставил себя как педагог, скорее, это был старший товарищ. Он не навязывал свое мнение, а старался вместе со студентом пытался найти правильное звучание произведения. И это было просто гениальной педагогической находкой.

- Что бы Вы хотели пожелать студентам Альметьевского музыкального колледжа им.Ф.З. Яруллина, будущим исполнителям и педагогам?

- В наше сложное время я хотел бы пожелать не отчаиваться. То, чем занимаемся – это великое дело, потому что это развивает нас самих. Не нужно «опускать руки», а пытаться найти новые формы. Главное понять, что мы занимаемся хорошим делом. Терпения вам, сил и немного  удачи!

- Мы благодарим Вас за предоставленную возможность воочию почувствовать Ваш профессионализм и мастерское владение любимым инструментом!

Баян – это и инструмент, который подобно человеческому голосу, способен передать чувства, трепет души. А исполнитель – это путеводитель к прекрасному. Творческая школа «Мастер-класс» позволила нам насладиться исполнением, техникой и виртуозностью студента 3 курса РАМ им. Гнесиных Айдара Салахова. Человек с  фейерверком эмоций, яркой харизмой и непревзойденной техникой исполнения, который покорил сердца самых критичных слушателей. Ему свойственен дух экспериментаторства,  экстракт смелых новаторских решений и обескураживающие музыкальные открытия.

- Айдар, Ваше исполнение было просто бесподобным. Вы свободно ведете себя на сцене. Скажите, как Вы справляетесь с волнением?

- Знаете, этот вопрос задают многие. Внешне я, конечно, стараюсь не подавать виду. Профессионал не должен показывать на сцене его волнение, тревогу. В целом, волнение присутствует, особенно перед первым номером. Когда уже отыгрываешь первый номер, становится намного легче. Но  волнение – это такой элемент, без которого нельзя выступать на сцене. Музыка не прозвучит так, как бы ты хотел. Когда присутствует волнение, ты чувствуешь себя немного по-другому. А как-то раз у меня в Финляндии был концерт и там я не мог справиться с этим чувством. У меня поднялась высокая температура. И я хотел отменить концерт. Я просто уже не знал, что мне делать. Меня стали успокаивать, уговаривать не отменять концерт. И в такой ситуации уже не о волнении  думаешь, а своем здоровье. В итоге я собрался с силами и вышел на сцену. Отыграл первый номер и все стало намного лучше – волнение, так таковое, практически улетучилось, мое самочувствие пришло в норму.

- А как Вы восстанавливаете  силы после концертов?

- Концертов очень много и это забирает много сил и энергии. Поэтому не приходится часто отдыхать. Но я нахожу время и уезжаю куда-нибудь, но мой инструмент всегда со мной. Это уже часть не только моей жизни, но самого меня. Это уже отпуск на полмесяца. Отдых – это неотъемлемая часть моей жизни, потому что если не отдыхать, так можно и заболеть. Мы же все живые люди. Быть музыкантом – это непростой труд. У меня бывает очень много концертов, по 15 выступлений  в месяц.

- А как же Ваша учеба?

- Есть такие предметы, на которых нужно присутствовать обязательно. Но и педагоги идут на уступки. А с теми, кто не идет, приходится как-то договариваться, иногда даже может что-то подарить что-то памятное, с тех же гастролей (улыбается). Конечно, из-за нагрузки бывают сложности со сдачей экзаменов. К сожалению, бывало такое, что я даже пересдавал. Просто так предметы не пропускаю.

- Творческая школа «Мастер-класс» в этом году отмечает свое 15-летие. Скажите, сколько уже длится ваш творческий союз с ней?

- С «Мастер-классом» я уже сотрудничаю около 3-х лет. Первую концертную поездку я совершил в город Тамбов, потом был Нижний Новгород. С этого все и  началось. Меня заметили и стали приглашать уже намного чаще, чему я, безусловно, благодарен.

- Творчество каких композиторов и  исполнителей Вас вдохновляет?

- Я люблю и классику, и джаз. Из любимых композиторов я бы выделил С.В. Рахманинова, Ф. Листа, И.С. Баха, а также Стива Уандера, Майкла Джексона.

Вы всегда на конкурсах удостоены первой премии, как вам это удается?

- Конкурс для меня не показатель профессионализма, публика, вот, главный индикатор. Первым учителем был отец. Ориентируюсь на него, в первую очередь. Меня больше увлекает концертная жизнь. Если публике нравится мои выступления, это для меня главный ориентир в исполнительстве.

- Как вы пришли к импровизации?

- В трехлетнем возрасте я участвовал в первом моем концерте, играл по слуху. Всё началось с обыкновенного подбора музыки. Потом я понял, что со звуками можно экспериментировать. И работа продолжилась в этом направлении…

- Мне было приятно с Вами пообщаться, Ваша энергетика просто зашкаливает. Что бы Вы хотели пожелать студентам Альметьевского музыкального колледжа им. Ф.З. Яруллина?

- Прежде всего, здоровья. Это главное для всех людей, в особенности для музыкантов. Так как мы отдаем много энергии и сил. Я думаю, что в этом мире найти себя непросто. Нужно чем-то удивлять. И пожелал бы я любить свою профессию и больше заниматься любимым делом. Нужно идти, не останавливаться, смотреть только вперед, какие бы не стояли на пути преграды. Я думаю, что если человек  научится идти вперед, то у него обязательно все получится.

После беседы с Айдаром Салаховым осталось впечатление одухотворенности,  творческой окрыленности. Его энергетика поразила весь зал. Публика была в неистовом восторге от его выступления. Хотелось бы пожелать Айдару профессиональных успехов. Пусть муза никогда не покидает его творческое состояние молодого музыканта.

Джаз – проявление силы, виртуозности  и свободолюбия исполнения.  Еще одним подарком для нашего колледжа от Творческой школы «Мастер-класс» был приезд профессионалов своего дела джаз-дуэта из Казани в составе великолепной вокалистки Лилии Чугуновой  и блестящего импровизатора – виртуоза Олега Анохина.

– Как вы считаете, какова роль джаза в музыке в целом?

Олег Анохин: Джаз – это сравнительно молодое искусство, он считается ровесником нашего века. Джаз имеет огромное влияние на всю музыку. Примером могут являться американские композиторы – «классики». Примером может являться Дж. Гершвин. В России это искусство тоже получило свое распространение. С.В. Рахманинов любил джаз, Д.Д. Шостакович начинал свой творческий путь с исполнения джаза. Джаз – это определенный музыкальный язык, который является универсальным, объединяющим для всех жанров.

- А как вы думаете, классическая музыка может дружить с джазом?

Олег Анохин: Дружбу классики и джаза мы наглядно можем лицезреть в творчестве Дениса Мацуева. Хотя джаз  – это немного индивидуальное искусство. Он заставляет думать. Классику и джаз объединяет то, что в исполнение произведений двух  направлений требует определенного мышления, и понимания музыкального синтеза этих  кардинально разных течений.

- Джаз – это то, что нужно не только исполнять, но им и жить. Скажите, как долго джаз является частью вашей жизни?

Олег Анохин: Когда я учился в Московской консерватории, в одно время я ходил в джазовую студию. Я ходил туда около двух месяцев. И после этого я сам начал заниматься, совершенствоваться. Начал заниматься профессионально уже после того, как переехал в Казань, где стал работать в оркестре В. Деринга. Здесь я стал набираться опыта и уже с 2005 года я профессионально этим занимаюсь.

Лилия Чугунова: Когда я закончила в школу, то хотела поступать в театральный институт. К сожалению, мне это не удалось. И я пошла работать в оркестре В. Деринга. Тогда не знала о джазе ничего, не слышала даже имени великой джазовой певицы Эллы Фицджеральд. В. Деринг принял меня на работу не сразу. Сначала он дал мне послушать одну аудиокассету, я ничего не поняла. Потом вторую, я опять же ничего не поняла. Пришла к нему уже с отказом от работы, но В. Деринг дал мне послушать еще одну аудиокассету (на самом деле это была первая аудиокассета). И это уже все решило, потому что я услышала знакомую мелодию, которую стала перенимать на свой голос.

- Как вы думаете, что является главным в джазовой импровизации? Есть здесь какие-то определенные законы?

Лилия Чугунова: Конечно, есть. Здесь нужно понимать и форму,  и кульминационное развитие.

Олег Анохин: У джаза есть свои законы, но их могут знать только посвященные. В основе джаза лежит не только блюзовый лад, но и пентатоника, различные ритмические рисунки, гармония. Язык  джаза вместе с тем очень разный. Каждый музыкант – личность, которая  имеет свой язык, поэтому джаз ни у кого не звучит одинаково.

- Как вы считаете, человека можно научить джазовой импровизации или это должно быть уже врожденным чувством?

Лилия Чугунова: Мне кажется, можно. Потому что родилась без всякого чувства к джазу.

- Лилия Юрьевна, я обучаюсь по двум специальностям, одна из которых «Вокальное искусство» и мне очень интересно, какой постановкой дыхания Вы пользуетесь? Вашей опоре дыхания можно только позавидовать.

- Постановка дыхания везде одинакова, как и в академическом вокале, так и в джазовом пении. Главное то, что я не пою фальцетом и не советую так петь тем, кто поет джаз. Потому что это будет уже не джаз.

- Вы используете открытый звук?

- Да. Вот как говорим, так и поем, свободно и открыто.

- Скажите, а почему джаз не все воспринимают?

Лилия Чугунова: Я считаю, что к джазовой музыке нужно быть подготовленным. Нужно много слушать, пробовать.

Олег Анохин: Джаз – это определенный уровень интеллекта, культуры. Как и исполнение предполагает какую – либо культуру, так и у слушателя она должна быть. Джаз рождает новые эмоции, открывает свободу в музыкальном мышлении и исполнении.

- А у вас есть любимый исполнитель или на кого вы ориентируетесь?

Лилия Чугунова: У меня много любимых композиторов и исполнителей, кого я слушаю, но любимой остается Элла Фицджеральд.

Олег Анохин: Мое знакомство с джазом связано с пианистом М. Петруччиани. Поэтому любимым исполнителем остается он. И вообще, я очень люблю «черных» музыкантов – это Кенни Киркланд и многие другие.

- От имени всех преподавателей и студентов я благодарю вас за возможность поближе познакомиться с таким сложным музыкальным стилем, и я очень надеюсь, что на этом наш творческий союз будет продолжаться. Мы будем рады видеть вас снова!