Завершилась музыкальная смена «Браво!» Международной творческой школы в Болгарии

С 4 по 18 августа 2014 года в старинном болгарском городе Несебр прошла пятая смена «Браво!» Международной школы народной культуры, искусства и ремесел «Славянский путь». Цель этой творческой смены – поиск талантливой молодежи и развитие исполнительского мастерства инструменталистов и вокалистов; плодотворное общение между педагогами, мастерами сцены и молодежью разных стран через творческие встречи и мастер-классы, конкурсы и совместные концерты; знакомство участников с различными аспектами исполнительской культуры мастеров и преподавателей славянских и других стран.

«Очень активный режим, сочетание занятий, мастер-классов, конкурсных прослушиваний и отдыха! Общение с участниками Школы дало новый импульс, желание работать дальше, творчески сотрудничать». И.П.Илюхина, директор ДШИ г. Болгар, Татарстан.

«Здорово, что существуют такие Школы, где ученики могут обмениваться опытом, взглядами и эмоциями друг с другом, а также получить ценные уроки и советы от опытных профессиональных музыкантов». Павел Волосатов, студент Альметьевского музыкального колледжа им.Ф.З.Яруллина, Татарстан.

Творческая школа «Мастер-класс» плодотворно сотрудничает с Международной школой «Славянский путь» второй год. И вновь «десант» ТШ «Мастер-класс» высадился на болгарской земле. В его составе талантливая молодежь из Татарстана и Курской области вместе со своими наставниками-педагогами и Мастера смены – известные преподаватели из консерваторий Москвы и Санкт-Петербурга.

Все ребята, приехавшие в Школу от «Мастер-класса», получили эту возможность благодаря своим профессиональным успехам, победам на различных конкурсах и другим творческим достижениям, за которые они были награжденные путевками в Школу – бесплатными или с частичной оплатой.

В качестве Мастеров смены Творческая школа «Мастер-класс» пригласила в Болгарию профессора Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова А.И. Дмитриева (баян, аккордеон) и преподавателя Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского Д.В.Чефанова (фортепиано).

На открытии Школы наши ребята из Альметьевска продемонстрировали свои творческие способности и креативный подход, представив визитку своей дружной «команды».

В дни проведения Школы состоялись творческие встречи со всеми Мастерами смены.

Генеральный директор российской гильдии пианистов-концертмейстеров Ольга Бер во время творческой встречи рассказала об организации, которую она возглавляет, о реализуемом гильдией проекте – Школе концертмейстерского мастерства, что вызвало неподдельный интерес со стороны преподавателей-пианистов – участников Школы.

Профессор Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова, заслуженный артист РФ Александр Дмитриев (баян, аккордеон) обозначил важнейшие проблемы и задачи современной музыкальной педагогики. Человек энциклопедических знаний и огромного практического опыта, Александр Иванович говорил о том, что имеет первостепенное значение в любой музыкальной специальности: о ценности интеллекта и цепкого ума, о необходимости постоянного развития, самосовершенствования музыканта и стремления к «всеядности», т.е. способности разбираться в разной музыке.

Говоря о методах работы, профессор отметил важность триединства, которым должен владеть каждый педагог: психология, педагогика и методика. «Нужно уметь найти тот репертуар, который может заинтересовать. Важно «завести» ученика, «встряхнуть» его, создать драйв!»

Александр Иванович затронул и некоторые аспекты работы над музыкальными произведениями, отметив необходимость аналитической работы, включения мышления ученика: «При разучивании нового произведения сначала нужно послушать несколько разных исполнений этого сочинения, чтобы понять сюжет, форму, характер, найти и сопоставить кульминации. Для нахождения кульминации можно применять метод «логического отрицания», т.е. идти от обратного – выявить в первую очередь те места, где кульминации не будет… Одна из главных задач – работа над интонированием. Кульминация должна быть явной, яркой, убедительной, и чтобы это получилось, нужно анализировать произведение с самого начала разучивания». В завершение встречи А.И.Дмитриев резюмировал: «В каждом деле нужна работа ума».

Следующий открытый мастер-класс провела Яна Вольчева, руководитель фольклорного коллектива «Иванна Нечай» из Одессы. Встреча была посвящена славянской обрядовой культуре. Увлекательный рассказ о древних славянских символических изображениях – чирах, о традиционных куклах-оберегах и первоистоках славянских обрядов сменился общим действием – хороводом, который водили все участники Школы. Интересные игры позабавили и детей, и взрослых, они с удовольствием пели игровые песни и принимали участие в предложенных одесским коллективом игровых сюжетах.

Творческая встреча с академиком, профессором, ректором Академии музыки, танца и изящных искусств г. Пловдива (Болгария) Милчо Василевым сразу же захватила всех участников Школы и объединила их творческим процессом. Профессор предложил совместно разучить произведение болгарского автора Ф.Кутева «Полегнала е Тудора» – песню для трехголосного вокального ансамбля и группы инструментов (3 аккордеона, 1 домра). Участниками импровизированного коллектива стали ребята из Альметьевска и Суджи, приехавшие от Творческой школы «Мастер-класс». Несложное, на первый взгляд, сочинение оказалось достаточно коварным из-за своей метро-ритмической структуры: смешанный размер 11/8, непривычный для российского слуха, воспитанного на образцах западно-европейской и русской классики, заставил потрудиться наших юных музыкантов. А результатом этих трудов стало прекрасное выступление новоявленного коллектива на гала-концерте Школы!

«Мне очень понравилось групповое занятие с Милчо Василевым. На мой взгляд, оно было самым интересным. Больше всего понравилось то, что было много импровизации, очень открытое и дружелюбное отношение к нам со стороны Милчо Василева!» Софья Нерсесова, студентка Альметьевского музыкального колледжа, Республика Татарстан.

Встреча с певицей, лауреатом международных и всероссийских конкурсов, доцентом Государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова Донной Михайловой позволила участникам погрузиться в атмосферу болгарской народно-певческой культуры. Болгарка по происхождению, Донна рассказала о песенных традициях болгар, о болгарских свадебных обычаях, а затем исполнила несколько народных песен в сопровождении инструментального трио, в состав которого вошли музыканты, играющие на традиционных национальных болгарских инструментах: гадулка (подобие скрипки), кавал (продольная флейта) и тамбура (струнный щипковый инструмент).

«Мне понравился мастер-класс с Донной Михайловой. Было очень интересно послушать болгарские песни в ее исполнении под аккомпанемент национальных инструментов. Отличное владение голосом, шикарная мелизматика!» Яна Майорова, студентка Казанского государственного университета культуры и искусств, Республика Татарстан.

Цепочку открытых творческих встреч с Мастерами смены завершила встреча с лауреатом международных конкурсов, преподавателем Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского Денисом Чефановым (фортепиано). Денис Владимирович рассказал о годах учебы в Московской консерватории в классе профессора Н.Л.Штаркмана. Поделился интересными и ценными наблюдениями и замечаниями, впитанными еще в то время. Рассказал об отличии русской пианистической школы от зарубежных школ, отметив особую педализацию – «живую педаль» у русских исполнителей. В завершение встречи Мастер подарил публике Музыку. В его исполнении прозвучали Соната фа мажор Й.Гайдна, «Баркарола» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского и 2 этюда Ф.Листа. Публика была в восторге! Встреча завершилась, но участники Школы не хотели расходиться. Окружив Дениса Владимировича, они продолжали и продолжали задавать ему вопросы.

А.И.Дмитриев и Д.В.Чефанов помимо предусмотренной программой открытой творческой встречи провели дополнительно по три индивидуальных занятия с каждым участником Школы, приехавших от Творческой школы «Мастер-класс».

А.И.Дмитриев: «С Творческой школой «Мастер-класс» я сотрудничаю несколько лет, в летней школе в Болгарии – второй год. При всех сложностях нашей жизни вообще и творческой в частности, глубокую благодарность и оптимизм вызывает педагогическое творчество музыкантов различных учебных заведений страны. Неизменно высокий уровень демонстрируют воспитанники В.А.Еремеева из г.Альметьевск. Работу Владимира Александровича я наблюдаю много лет и вижу, как его профессиональная порядочность и фанатичная преданность аккордеону помогает найти свой путь в Музыку многим, кто переступил порог его класса. В процессе занятий было интересно наблюдать сплоченность ребят, их взаимовыручку, ответственность и хорошую работоспособность. Вместе мы стремились довести конкурсную форму ребят до максимума. Основной упор делался на отточенность в интонировании, выстраивание формы, соотношение кульминаций, выбор удобных, рациональных аппликатур. Отдельного внимания заслуживает прекрасный опыт В.А.Еремеева по созданию ансамблей различной комплектации, в которых задействованы все учащиеся. А это тоже своего рода школа мастер-класс».

«Занятия с А.И.Дмитриевым проводились в легкой и непринужденной обстановке, что позволило более быстро и эффективно усваивать полезные знания, данные педагогом. Новые тонкости, рассказанные Александром Ивановичем, несомненно, помогли мне более полно и многогранно отразить художественный образ исполняемых пьес. Я могу с полной уверенностью утверждать, что уроки А.И.Дмитриева помогли мне подняться на новую ступень развития в творчестве». Тимур Максутов, студент Альметьевского музыкального колледжа, Республика Татарстан.

«Мне очень понравились занятия с А.И.Дмитриевым. Это очень мудрый, опытный, знающий свое дело музыкант. Он находит подход ко всем ученикам, умеет донести и объяснить суть каждому, уроки ведет спокойно и интересно. Александр Иванович дал мне много полезной информации и помог определиться с дальнейшим профессиональным выбором». Павел Волосатов, студент Альметьевского музыкального колледжа, Республика Татарстан.

«Я присутствовала на всех индивидуальных мастер-классах А.И.Дмитриева. От урока к уроку мастерство ребят росло на глазах. Вдохновленные, увлеченные, с интересом внимали они каждому слову Мастера. Игра на аккордеоне приобрела блеск, форму, уверенность в своих силах. Как результат – ребята выступили на конкурсе на более высоком профессиональном уровне». Г.В.Еремеева, директор Альметьевского музыкального колледжа, Республика Татарстан.

Д.В.Чефанов отметил музыкальные способности и одаренность юных пианисток из ДШИ г.Болгар (Республика Татарстан), и рекомендовал им продолжить свое обучение в специальной музыкальной школе при Казанской государственной консерватории. О третьем ученике, с которым Д.В.Чефанов проводил индивидуальные мастер-классы, он сказал: «Александр Дудин – яркий, самобытный пианист с интересным мышлением, прекрасным техническим аппаратом. Инструмент звучит хорошо и объемно, юноша увлеченно и продуманно готовит стратегию исполнения. Считаю, что в будущем Александр составит элиту российской школы пианизма».

«Д.В.Чефанов – великолепный музыкант, прекрасный педагог, интересная личность. Денис Владимирович дал очень полезные в профессиональном ключе уроки. Мы получили огромный импульс к дальнейшей работе по выбору репертуара и другим аспектам». И.П.Илюхина, директор ДШИ г.Болгар, Татарстан.

«Было очень интересно поговорить с человеком, знакомым с выдающимися музыкантами, видевшем культурные события самого высокого уровня. Ну и, конечно, работа над произведениями оказалась очень продуктивной: Денис Владимирович открыл мне глаза как на мелкие неточности, так и на концепцию некоторых произведений в целом». Александр Дудин, студент Суджанского техникума искусств, Курская область.

11 августа произошло самое волнующее событие смены – состоялся V Международный конкурс «Браво!». В нем приняли участие конкурсанты по номинациям «Инструментальное искусство», «Вокальное искусство» (академический и народный вокал), «Концертмейстеры». Конкурсные прослушивания прошли в Зале торжеств Старого Несебра. В состав жюри вошли все Мастера смены Школы.

А на следующий день, 12 августа, в Амфитеатре Старого Несебра состоялось торжественное награждение участников и призеров конкурса, завершившееся гала-концертом. Конкурсанты и их преподаватели с волнением ожидали объявления результатов, и вот все награды вручены! Очень приятно отметить, что ребята, приехавшие на эту смену от Творческой школы «Мастер-класс», показали высокий уровень исполнительского мастерства и поднялись на самые высокие ступеньки пьедестала конкурса!

Номинация «Инструментальное искусство», фортепиано

  • Александр Дудин (г.Суджа, Курская область) – лауреат I степени
  • Полина Лаврентьева (г.Болгар, Татарстан) – лауреат II степени
  • Анна Шарипова (г.Болгар, Татарстан) – лауреат III степени

Номинация «Инструментальное искусство», аккордеон

  • Квартет аккордеонистов (г.Альметьевск, Татарстан) – лауреат I степени
  • Олег Жупило (г.Альметьевск, Татарстан) – лауреат I степени
  • Александр Дыренков (г.Альметьевск, Татарстан) – лауреат I степени, специальный диплом «За артистичность»
  • Тимур Максутов (г.Альметьевск, Татарстан) – лауреат II степени
  • Роман Туманов (г.Альметьевск, Татарстан) – лауреат II степени
  • Хикматова Анастасия (г.Альметьевск, Татарстан) – лауреат III степени

Номинация «Вокальное искусство»

  • Ансамбль народной песни (г.Альметьевск, Татарстан) – лауреат II степени
  • Яна Майорова (г.Казань, Татарстан) – лауреат III степени
  • Ольга Авдонина (г.Альметьевск, Татарстан) – лауреат III степени

В первой части гала-концерта прозвучали лучшие номера конкурса в номинациях «Вокальное искусство» и «Инструментальное искусство» (аккордеон). Каждое выступление было тепло встречено публикой – бурные аплодисменты и возгласы «Браво!» сопровождали каждого участника, провожая его со сцены.

Кульминацией концерта стало выступление импровизированного коллектива, рожденного в дни проведения творческой смены «Браво!». В его составе – и болгарские музыканты, и участники Школы, и Мастера смены. Под управлением академика, профессора Пловдивской Академии музыки, танца и изящных искусств Милчо Василева этот необычный коллектив исполнил пьесу болгарского автора Ф.Кутева, в которую органично вплел русские разудалые мелодии, болгарские и русские танцы.

Во второй части гала-концерта свою программу представил коллектив «Иванна Нечай» из Одессы. На волне позитива и ярких эмоций от полученных наград и своих выступлений на гала-концерте участники Школы не могли удержаться от проявления радости! Они дружно подпевали и танцевали!

На следующий день после гала-концерта, когда эмоции улеглись, состоялась встреча руководителей конкурсантов с членами жюри в формате круглого стола. Члены жюри поделились своими впечатлениями от конкурса и дали рекомендации для дальнейшей работы.

Ольга Бер поблагодарила преподавателей за подготовку конкурсантов и отметила, что участие в конкурсе – это колоссальная работа, которую педагоги делают в свой отпуск. А дети, видя творческое горение преподавателей, зажигаются от них. «Для творческого человека конкурсы – необходимость. Несмотря на стресс, конкурсы являются важной частью становления музыканта. Это необходимая составляющая творческого роста. Конкурсный процесс включает три части: подготовка, сам конкурс, анализ результатов и постановка новой цели. Последний этап – самый сложный, но самый важный». Ольга Леонидовна отметила также важность психологической подготовки юных конкурсантов к выходу на сцену и дала ряд практических рекомендаций по преодолению сценического волнения.

Денис Чефанов поблагодарил конкурсантов и их преподавателей «за мужество и проявленный героизм в достижении поставленной цели». Он отметил, что катастрофических – провальных – выступлений на конкурсе не было, и это отрадно. Затем Денис Владимирович отметил типовые педагогические ошибки в подготовке конкурсантов-пианистов, первая из которых – подбор репертуара. Либо искусственное завышение сложности («не по Сеньке шапка», как правило, в этом случае произведения играются не так, как надо), либо выбор современных произведений, неинтересных с музыкантской точки зрения. Вторая проблема – неграмотный подбор аппликатуры, от чего страдает и педализация, и это снижает впечатление от конкурсанта.

«После участия в конкурсах, послушав других, сравнив, дети начинают больше заниматься, у них появляется потребность, стремление улучшать качество своего исполнения. Важно заразить учеников «вирусом» любви к музыке. И неважно, станет он в будущем музыкантом или нет, но он станет культурным человеком и приведет своих детей в музыкальную школу. Занятия музыкой еще никому не повредили в карьере, культура еще никому не мешала. К примеру, в английских фирмах в анкетах на трудоустройство есть пункт о наличии музыкального образования. И если у человека есть за плечами хотя бы пара лет обучения игре на каком-то музыкальном инструменте, он будет иметь приоритет перед другими кандидатами. Научно доказано, что мелкая моторика у тех, кто занимался музыкой, развита лучше и голова работает лучше».

Донна Михайлова подчеркнула, что все конкурсанты ей очень понравились своим трудолюбием и желанием выступать, творческим горением. «Хорошо, что ребята приехали сюда, выступили, узнали, как их оценили, теперь они будут развиваться и расти дальше». Донна отметила, что постановка народного голоса – большая проблема в России, в корне которой – незнание педагогами специфики методики постановки народного голоса, разницы между литературным языком и диалектным, который применяется в народном пении. «В диалектных языках существуют огласовки, спады, словообрывы и др. Если этого нет, то это уже художественная самодеятельность. Если подходить к вокалу любительски, то можно все спеть и всему «научить». Хорошо, что дети поработали с академиком М.Василевым. Пройдет время, и они осознают оценку, полученную на конкурсе. Они должны еще расти, конкурс – это только начало развития».

Александр Дмитриев поблагодарил своих коллег – членов жюри – за совместную работу: «У нас разные специальности, у всех свои критерии, но когда собираются профессионалы, они легко все решают». Александр Иванович отметил, что все исполнители в своей массе выглядели очень хорошо. «Было приятно, что во многом исполняемые произведения были хорошо осмыслены. Хотя, на мой музыкальный вкус, я бы пожелал преподавателям воспитывать у учеников умение выстраивать музыкальную форму, связывать фразы и кульминации в единое целое, умение дышать в музыке». Александр Иванович особенно отметил и поблагодарил педагога-аккордеониста В.А.Еремеева из Альметьевска, который уже второй год показывает очень хорошую профессиональную работу со своими учениками.

Смена «Браво!» получилась очень насыщенной и яркой. Конечно же, кроме творческой составляющей (мастер-классы, конкурс, гала-концерт), она включала и познавательные, и развлекательные мероприятия: экскурсия в музей Старого Несебра, поездка в аквапарк «Action», выезд в болгарскую деревню Оризаре (знакомство с традиционным болгарским бытом, культурой и кухней), посещение праздничных мероприятий, приуроченных ко Дню города Несебр.

На закрытии смены всем участникам были вручены Сертификаты о пройденном обучении, а затем состоялся небольшой концерт, на котором выступили лауреаты V Международного конкурса «Браво!» в номинации «Инструментальное искусство» (фортепиано).

Участники смены поделились своими самыми яркими впечатлениями и эмоциями от прошедшей Школы:

«Больше всего понравилось неформальное общение с профессионалами, оказанная ими огромная помощь детям в их становлении и стимулирование дальнейшего профессионального роста ребят! Спасибо!» М.В.Галкина, преподаватель Альметьевского музыкального колледжа, Республика Татарстан.

«Самые яркие эмоции вызвал у меня конкурс! Дружелюбная атмосфера, приветливое жюри, оптимистический настрой со стороны организаторов – все это способствовало хорошему настрою на конкурс и позитивным эмоциям от него!» Ольга Авдонина, студентка Альметьевского музыкального колледжа, Республика Татарстан.

«Очень дружный и сплоченный коллектив, очень добрые люди, замечательные мастер-классы! Спасибо большое!» Гузель Муллагалиева, студентка Альметьевского музыкального колледжа, Республика Татарстан.

«Было интересно узнать о современных тенденциях исполнения – кто, что и как играет. И вообще приятно «повариться» в среде братьев по разуму! Наиболее яркие впечатления остались от города Несебр – место проведения Школы подобрано здорово! Ну и, конечно, предконкурсные волнения и встречи с большими мастерами своего дела незабываемы!» Александр Дудин, студент Суджанского техникума искусств, Курская область.

Расставаться всегда немного грустно… Но, как говорил Ричард Бах: «Не приходи в уныние при расставаниях. Прощание необходимо для того, чтобы вы смогли встретиться вновь. А новая встреча несомненна для тех, кто является друзьями».

До свидания, Несебр!