Фестиваль баянного искусства «оБАЯНие Пушкинского»

Удивительным и неординарным столичным событием стал музыкальный фестиваль баянного искусства «оБАЯНие Пушкинского», состоявшийся с 11 по 13 июня 2014 года в отделе Частных коллекций знаменитого Пушкинского музея. Идею яркого баянного праздника в самом сердце Москвы предложила переводчик и культуролог Анна Генина. Инициатором его проведения выступил Пушкинский музей при активной поддержке Творческой школы «Мастер-класс» и Банковской группы ЗЕНИТ.

Своеобразным «кредо» фестиваля стала элитарность искусства, демонстрируемого музыкантами. В трех фестивальных концертах предстала панорама стилей, направлений и жанров. Прозвучали классические сочинения XVIII-XX столетий – музыка  И.С.Баха, Д.Скарлатти, Ф.Куперена, П.Чайковского, Ф.Пуленка, И.Стравинского, музыка XXI века – Г.Коннессона, К.Каваи, Ю.Финкельштейн, Э.Пухоля, В.Семенова, а также джазовые стандарты  А.В.Дамма, К.Томá, П.Уайтмана, К.Вайля и популярные миниатюры в стиле мюзетт, так любимые аккордеонистами Франции.

Первый – «классический» –  фестивальный вечер представили 2 дуэта. Дуэт AkClardeon в составе лауреатов международных конкурсов – Марии Власовой (аккордеон) и Евгения Варавко (кларнет) появился в 2008. Репертуар ансамбля достаточно обширен: от музыки эпохи барокко, русской и зарубежной классики до танго М. Лелуша, Г. Изуара и А. Пьяццоллы. Музыканты активно сотрудничают с современными авторами Е.Подгайцем, М.Броннером, И.Горским, Т.Эскешем, Г.Бейтельманом, Г.Коннессоном, А.Коппелем, М.Ромбергом. Гастроли ансамбля проходят в России и за рубежом. Дуэт Una sinistra – Юлия Америкова  (аккордеон) и Александр Селиванов (баян) – существует с 2003 года. Дуэт – победитель Международного конкурса «Кубок мира» (Глазго, 2008) и лауреат  I международного конкурса современной музыки «Композитор  XXI  века» (Москва, 2013). Репертуар дуэта включает собственные транскрипции произведений симфонической и клавирной классики, пьесы современных композиторов, аранжировки фольклорных и эстрадных мелодий. Оба дуэта – постоянные участники международных фестивалей в России, странах Европы и Азии.

Программы двух отделений «классического» вечера, составленные главным образом из старинной и современной музыки, подчеркнули многие моменты экспозиции музея – частных коллекций, представляющих собой собрание европейской живописи 18-19 вв., а также творческое наследие выдающихся русских художников ХХ века — А.М. Родченко и В.Ф. Степановой, Д.П. Штеренберга, В.Г. Вейсберга, А.Г. Тышлера, Т.А. Мавриной, Д.М. Краснопевцева, Г.С. и О.Г. Верейских. Профессионализм, глубокое чувство стиля, экспрессивность и артистизм проявленные музыкантами, не оставили публику равнодушной и вызвали горячие аплодисменты зала.

Героем второго – «танцевального» – фестивального вечера явился ансамбль Fandango. Его уникальный звуковой формат, в основе которого – баян и струнный квартет, вдохновил баяниста Максима Федорова объединить в репертуаре Fandango музыку разных стилей и направлений: классику, авангард, минимализм, инструментальный театр, этно-фолк, эстраду, джаз, ретро, поп- и рок-шлягеры. Квинтет составляет основу ансамбля, но музыканты охотно исполняют сочинения, написанные для трио, дуэтов и иных составов с баяном. Мобильность, вариантность и динамичность тембровых превращений, характеризующие творческий облик коллектива, органично соответствуют исконному смыслу английского слова fandango –  «игра, розыгрыш, импровизация».

Программа вечера, состоящая из зажигательных мелодий и ритмов разных стран, включала в себя самые неожиданные имена, возможно, впервые встретившееся вместе: от Астора Пьяццоллы и Кензи Каваи – до аранжировок группы Битлз и баянных сочинений Вячеслава Семенова. Яркая эмоциональная подача музыкантов, стремление к единению с залом вызвали воодушевление многочисленных слушателей.

Третий – «заключительный» – вечер фестиваля состоял из двух отделений. Первое открыл  инструментальный ансамбль Compromise-duo
в составе двух молодых исполнителей – Григорий Середин (баян) и Дмитрий Притула (гитара). Дуэт можно считать ярким представителем и пропагандистом академической камерной музыки. Ансамбль является лауреатом международных конкурсов. В апреле 2014 года Григорий Середин и Дмитрий Притула дебютировали на  IV Международном музыкальном фестивале  Юрия Башмета  в Хабаровске, исполнив вместе с маэстро и камерным ансамблем «Солисты Москвы» Двойной концерт для гитары, бандонеона и оркестра А.Пьяццоллы. Музыканты находятся в постоянном творческом поиске, расширяя репертуарные границы и находя новые тембровые краски, казалось бы, не сочетаемых инструментов – гитары и баяна. Но как раз в этом и заключается цель и смысл, которые точно выражены в названии этого дуэта.

Джазовая программа второго отделения, виртуозно исполненная аккордеонистом Сергеем Осокиным, стала хорошей финальной точкой в баянном музыкальном фейерверке. Имя этого музыканта не нуждается в специальном пояснении, и все же, лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель Гран-при V международного конкурса «Кубок Севера» в Череповце и Астане (Казахстан), «Золотого приза» на фестивале
«Апрельская весна» (Северная Корея, Пхеньян). Попасть на выступление этого молодого артиста – это большое счастье. Неповторимый джазовый микст его аранжировок в сочетании с высокой профессиональной культурой – это всегда событие и, вместе с тем, изысканное удовольствие.

В заключении хочется отметить, что музыкальный фестиваль «оБАЯНие Пушкинского» полностью оправдал свое название. Синтезируя все лучшее, созданное в баянном искусстве на сегодняшний день, он продемонстрировал высочайший уровень артистов и снискал восторженные отзывы публики.