Народная Филармония. Концерт «Два чемпиона» в Санкт-Петербурге

Уважаемы друзья!
На днях мы писали об открытии нового проекта Межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов (МАБА) – «Народная Филармония». Решение о проведении нового проекта было принято 13 декабря 2013 года на Общем собрании членов МАБА. Вызвано это было следующим. Как вы, наверное, уже знаете, суть нашей Всероссийской системы отбора на международные конкурсы «Чемпион России – чемпион мира» заключается в системной поддержке музыкантов.

Система состоит из трех этапов (отбор, поддержка и продвижение), и последний этап – продвижение – мы осуществляли, направляя молодых лауреатов конкурсов на концерты. Все годы реализации Системы мы старались выполнять данное обещание – предоставлять музыкантам возможность участия в концертах, но мы оказались заложниками своего обещания. Блестящие результаты наших музыкантов – за 4 года 49 лауреатских мест на международных конкурсах, только в прошлом году на «Кубке мира» российские музыканты взяли 6 мест (из них 2 первых), на «Трофее мира» – 15 мест (из них 4 первых) – это с одной стороны здорово, но с другой стороны, мы поняли, что у нас просто нет возможности (материальной и организационной) организовывать концерты для всех. Попытки связаться с официальными филармониями показали, что этот процесс сложный, трудный, пока результатов нет (ну, не хотят заниматься молодыми, да и тем более, народниками!), мы, конечно, будем над этим работать. В тоже время, надоело слышать речи о необходимости возрождения Россконцерта, Госконцерта и т.д. и т.п. (как это было в Советском Союзе). На мой взгляд, маловероятно, что все вернется к тому, как было в советское время, но, чтобы сдвинуть этот наболевший вопрос с мертвой точки, мы решили создать проект «Народная Филармония». Суть данного проекта – объединение сил всех членов МАБА для проведения концертов молодых лауреатов. МАБА берет на себя оплату дороги музыкантов, все остальное расходы – проживание, питание, аренда зала, гонорар – берет на себя принимающая сторона.

Таким образом, объединив свои усилия, мы делаем то, что делает обычная филармония, но делаем это сами, без государственной поддержки, поэтому и появилось такое название «Народная Филармония».

На этот год уже сформирован план из 10 концертов («Гастрольная МАБА-карта России»), которые пройдут в городах России (Нижний Новгород, Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Воронеж, Самара, Челябинск, Уфа, Екатеринбург).

Первая акция прошла в Санкт-Петербурге. На мой взгляд, она прошла блестяще! Полный зал, к общему числу мест зала – 500, даже пришлось ставить около 100 дополнительных стульев, при чем, это платный концерт, не по пригласительным. Хочу отметить удивительно праздничную атмосферу, огромное количество зрителей подходило и благодарило за этот концерт, за то настроение, что подарили им два талантливейших музыканта. И все это произошло на высоком уровне благодаря усилиям Орлова Владимира Евгеньевича – молодого, талантливого педагога.

Мы надеемся, что дальше это движение будет развиваться. Ниже предлагаем Вашему вниманию отзывы об этом концерте.

Президент
Межрегиональной ассоциации
баянистов и аккордеонистов (МАБА)
Александр Петросян

_______________________________________________________________________________

9 февраля 2014 года в Санкт-Петербурге состоялось неординарное событие. В прекрасном концертном зале – Белом зале Политехнического Университета под эгидой Санкт-Петербургского Творческого Клуба «Гармоника» на одной сцене встретились два Чемпиона Мира, два обладателя первых премий старейшего и престижнейшего Международного конкурса «Кубок Мира», который ведет свою историю с 1938 года и ежегодно отбирает лучших концертных исполнителей по всему миру.

Александр Коломийцев – молодой музыкант, еще студент 2 курса СПб Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс доцента Орлова В.Е.), но уже активно концертирующий исполнитель академического направления. Только за последние три года обладатель 11-ти первых премий и Гран-при престижных Международных и Всероссийских конкурсов в России (Санкт-Петербург, Самара, Белгород, Ростов-на-Дону) и за рубежом (Китай, Италия, Канада, США, Украина). Абсолютный чемпион мира 2013 года в самой престижной категории «Senior Classic».

Эдуард Аханов – блестящий эстрадно-джазовый баянист, импровизатор, выпускник 2011 года МГИМ им. А. Шнитке (класс профессора Семенова В.А.), автор уникальных аранжировок и транскрипций известных джазовых и эстрадных произведений, а также собственных сочинений. Обладатель многих лауреатских званий и, главное, обладатель «Кубка мира-2008» (Глазго, Шотландия) – где стал единственным представителем России, получившим I премию в эстрадной категории за всю историю конкурса. Активный концертант, которого мы знаем по многим успешным проектам, постоянный участник различных международных фестивалей.

Можно с уверенностью сказать, что на сцене встретились два лидера (каждый в своей области) нового, молодого поколения баянистов и аккордеонистов.

Александр и Эдуард очень разные исполнители, можно сказать, что, во многом, они полные противоположности. Это, кстати, лишний раз доказывает, насколько широка и велика палитра возможностей нашего инструмента. Но, чередуясь на сцене, они не противоречили друг другу, а выглядели прекрасным «дуэтом», великолепно дополняющими своими гранями друг друга. Мы же понимаем, что эстрада в сознании широкой публики всегда «сильнее», «выигрышнее». Здесь же проблема жанра исчезла сама собой, высочайший уровень исполнителей отодвинул на второй план не только технические детали, нашу «внутреннюю кухню», но и снял все вопросы, кроме самого главного – публика воспринимала Музыку из рук Музыкантов.

В последнее время мы читаем много хвалебных статей, в которых в превосходной степени описываются те или иные концерты и исполнители. К сожалению, несомненно искренняя оценка специалистов не всегда соответствует высочайшему, «идеальному» уровню и порой не оправдывает завышенных ожиданий. Успех у публики – это и есть мерило исполнительского таланта. Ведь, по большому счету, публика всегда права – истинные таланты всегда получают заслуженное признание. В Санкт-Петербурге, в силу особой взыскательности публики, мы редко видим концерты, где номера чередуются с овациями. 9 февраля мы услышали именно такой приём. А в заключение концерта переполненный зал, в котором присутствовало более шестисот зрителей, встал в едином порыве, благодаря исполнителей за их труд, их талант, за эмоциональное ощущение праздника и приобщения к чему-то возвышенному и прекрасному.

Очень важно подчеркнуть, что лишь процентов шестьдесят-семьдесят публики было так или иначе связано с баяном и аккордеоном. Остальные зрители – это «люди с улицы», вполне вероятно впервые пришедшие на баяно-аккордеонный концерт. Сегодня это важно как никогда, нельзя замыкаться внутри своей узкоспециализированной «диаспоры», необходимо выводить аккордеонно-баянное искусство на по-настоящему широкую сцену. По праву сказать, это должно стать одной из генеральных линий развития концертного исполнительства на наших инструментах. И, конечно, соприкосновение действительно широкой публики с уровнем музицирования экстра-класса придает нам уверенность в расширении нашей зрительской аудитории. Вот мнение одного лишь такого зрителя, не музыканта, не специалиста – В. Борисов (актёр): «Первое, что удивило и обрадовало – такое количество зрителей-слушателей – зал был полон. Не ожидал, что сегодня «чистые» аккордеон и баян вызовут такое внимание. Второе: замечательный контраст исполнителей – как по жанру, так и по манере исполнения, по манере держать себя на сцене, контакту со зрителем. Одно было понятно: оба слушателям симпатичны, оба заражают своей молодостью».

Интересно, что и среди профессионалов, далеко не первый год работающих на ниве баяна и аккордеона, концерт также оставил неизгладимое впечатление. Очень показательно мнение старейшего педагога, заслуженного работника культуры М.А. Арзуманова, педагога Лицея «Санкт-Петербург»: «Ещё несколько десятилетий назад просто невозможно было себе представить ТАКОЙ уровень исполнительства. Порой ловишь себя на мысли, что на сцене творится что-то невообразимое с точки зрения технического оснащения, понимания стилевых и жанровых особенностей, вникания в композиторский замысел». Говорит Т.В. Рыжкова, заслуженный учитель РФ, педагог ДМШ №11 СПб, воспитавшая множество лауреатов различных конкурсов: «В зале много публики, на первый взгляд, не имеющей отношения к аккордеонно-баянному ремеслу, но это и радует! Наши инструменты интересуют не только профессионалов, но привлекают и широкую публику, ценителей музыкального искусства. Свободных мест нет! А. Коломийцев исполнил программу на эмоциональном подъеме, темпераментно, виртуозно, оставив заметный след в сердцах слушателей. Э. Аханов продемонстрировал незаурядное мастерство в авторской трактовке известных эстрадно-джазовых композиций и через музыку, мимику, жесты воздействовал на публику».

А как важны такие концерты для молодых исполнителей, студентов, ещё ищущих свою дорогу! Вот лишь одно впечатление, подытожившее многие и многие – А. Никитина, студентка 5 курса СПбГК, класс профессора О.М. Шарова: «После концерта пришла и сразу села за баян. Хочу заниматься, заниматься и ещё раз заниматься».

Вот это и есть то единение профессионалов и непрофессионалов, которое так необходимо сегодня нашему делу. Сцена должна быть предназначена не для бездумного развлечения публики, но и не для ограниченного количества специалистов.

Конечно, чтобы концерт прошел на высоком уровне, и никакая шероховатость не нарушила то ощущение праздника, о котором говорилось выше, была проведена значительная подготовительная работа. Но при правильной организации, при четком понимании целей замысла и средств её воплощения эта задача облегчается. А, главное, облегчает её высочайший профессиональный уровень исполнителей. Ведь такая реакция публики доказывает, что в этот день на сцене музицировали перспективные и, что несомненно, ещё растущие Музыканты, не просто хорошо наученные, а истинные Таланты. Есть огромная уверенность, что эти имена мы наверняка услышим много-много раз!

И теперь мы подходим к самому главному. Этим концертом открывался замечательный и невероятно важный проект общероссийского масштаба. Проект, который начинает реализовывать Межрегиональная Ассоциация Баянистов и Аккордеонистов (МАБА) и Творческая Школа «Мастер-класс», организация, которая очень много делает для поддержки молодых талантливых исполнителей, в том числе на баяне и аккордеоне. Это проект «Народной Филармонии», который должен венчать все предыдущие начинания в этой области.

Общеизвестен проект «Чемпион России – Чемпион Мира». По сути, уже выстроена и работает система отбора на конкурсах по всей России. Благодаря этой системе, на сегодняшний день мы имеем 54 российских обладателей лауреатских званий в различных категориях Международных конкурсов «Кубок Мира» и «Трофей Мира»! Не случайно, что А. Коломийцев и Э. Аханов в свое время прошли сито этого отбора и Творческая Школа «Мастер-класс» помогла им, в том числе и материально, успешно реализовать свои таланты на конкурсе «Кубок Мира»!

Концерт в Санкт-Петербурге, как начало «Народной Филармонии» – это реализация идеи МАБА о том, что лучшие из лучших исполнителей имеют право и возможность сольной концертной деятельности. Так и получилось – лидеры своего поколения А. Коломийцев и Э. Аханов своим блестящим выступлением открывали проект и дали мощный импульс этой идее для успешного развития и продвижения. Знаменательно, что открывается такой проект именно в Северной столице, городе, славном своей историей баяна, аккордеона, да и народного искусства в целом.

Надо сказать, что эти два музыканта уже выступали в Санкт-Петербурге под эгидой Творческой Школы в рамках известного Международного конкурса «Петро-Павловские ассамблеи». Но тогда это были этапные, «локальные» выступления перед специализированной публикой, лишь подчеркивающие пошаговость, поступенность, целенаправленность и неумолимость движения Творческой Школы к поставленной цели. Концерт 9 февраля можно считать достойным завершением и, одновременно, началом нового этапа этого проекта.

В своем вступительном слове перед концертом президент МАБА А.А. Петросян признался, что когда он вышел на сцену абсолютно переполненного зала, увидел глаза ожидающей чего-то нового и праздничного публики, находящейся в явно приподнятом настроении, у него «перехватило горло». Вся заготовленная речь моментально забылась, и он решил сказать «от души» те слова, которые возникли у него от понимания того, насколько идея «Народной Филармонии» безусловно важна и находит отклик у широкой публики.

Сам концерт подтвердил целесообразность и жизненную необходимость такого проекта! Мы в Питере надеемся, что таким концертом дан яркий импульс движению в правильном направлении! Несомненно – это начало большого пути. Огромное спасибо МАБА и лично президенту А.А. Петросяну и за саму идею, и за помощь в проведении акции. В добрый путь!

О.М. Шаров, профессор, декан ФНИ, зав. кафедрой баяна и аккордеона СПбГК
В.Е. Орлов, доцент СПбГК, арт-директор СПб Творческого Клуба «Гармоника»

_______________________________________________________________________________

Мечты сбываются! Интернет взрывается, обсуждая на форумах решение Межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов начать реализацию проекта «Народная филармония – Гастрольная МАБА-карта России». Цель филармонии – организация выступлений молодых лауреатов международных конкурсов.

Проект успешно стартовал в Северной столице России – Санкт-Петербурге 9 февраля 2014 года. Удивительно, но случилось это одновременно с XXII зимними олимпийскими играми «Сочи – 2014», что само по себе символично и  несомненно предвещает долголетие «Народной филармонии».

Отложив все привычные дела, в воскресный день слушатели пришли в Белый зал Политехнического университета на концерт «Два чемпиона». В зале наряду с преподавателями, учениками, их родителями много празднично одетой публики, на первый взгляд, не имеющей отношения к аккордеонно-баянному ремеслу, но это и радует! Наши инструменты интересуют не только профессионалов, но привлекают и широкую публику, ценителей музыкального искусства. Свободных мест нет – название концерта интригует!

Александр Коломийцев (Санкт-Петербург), Эдуард Аханов (Москва) – чемпионы мира в классической и эстрадной категориях. Судьба благоволила им и в этом проекте стать первооткрывателями.

Перед началом «музыкального ринга» для вступительного слова на сцену поднялись Президент Межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов Александр Арутюнович Петросян и арт-директор Санкт-Петербургского творческого клуба «Гармоника», идейный вдохновитель концерта, доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова – Владимир Евгеньевич Орлов. Они ярко и лаконично представили исполнителей и изложили основные стратегии проекта.

Сценический имидж артистов полностью соответствует программной направленности. Александр в строгой академической форме, Эдуард – одет в стиле фьюжн. Замечательно, что исполнители разделили свои выступления на две части, и оба играли, как в первом, так и во втором отделениях. Это усилило общее впечатление от концерта и подчеркнуло разнообразие программ и исполнительских манер музыкантов.

Академическая программа Александра Коломийцева подобрана с большим художественным вкусом: С.Прокофьев, Ф.Анжелис, Л.Десятников, А.Мацанов. Особое место в творчестве исполнителя принадлежит музыке Вячеслава Семенова и пропаганде современных авторов. Александр исполнил программу на эмоциональном подъеме, темпераментно, виртуозно, оставив заметный след в сердцах слушателей.

Полной противоположностью выглядел Эдуард Аханов, который продемонстрировал незаурядное мастерство в авторской трактовке известных эстрадно-джазовых композиций и через музыку, мимику, жесты воздействовал на публику. Особое впечатление оставили исполнительская свобода, легкость и очень точная метроритмическая организация. В программе: Б.Тихонов, Ч.Кореа, Э.Гарнер, Ю.Жиро, Дж.Коломбо, Х.Куртис, А.Цфасман и многие другие авторы. Наибольший резонанс в зрительном зале произвели Польки.

Публика встречала молодых и талантливых музыкантов тепло и радушно. Концерт получился интересным, познавательным, незабываемым. В добрый путь, «Народная филармония» и проект «Гастрольная МАБА-карта России»! Подобно олимпийскому огню, звуки баяна и аккордеона пронесутся по всей России. Следующая гастрольная остановка в Нижнем Новгороде, затем – Челябинск, Уфа, Сургут, Екатеринбург и т.д. И это только  в 2014 году! Дальше география концертов обещает быть еще шире…

Татьяна Рыжкова,
заслуженный учитель РФ

_______________________________________________________________________________

ПАРА МЫСЛЕЙ О ПАРЕ ЧЕМПИОНОВ

Первое, что удивило и обрадовало – такое количество зрителей-слушателей: зал был полон. Не ожидал, что сегодня «чистые» аккордеон и баян вызовут такое внимание. Второе: замечательный контраст исполнителей – как по жанру, так и по манере исполнения, по манере держать себя на сцене, контакту со зрителем. Одно было понятно: оба слушателям симпатичны, оба заражают своей молодостью.

Эдуард Аханов – реминисценция под Вуди Аллена: очки, сценический костюм, подвижность, черты лица, улыбочка «своего парня» - когда в деталях нет перебора, это действительно располагает к музыканту. Бабочка на пёстрой рубахе и совершенно неожиданные, но работающие на образ кеды вместо туфель завершают портрет этакого любимца  публики и, в первую очередь, молодёжи.

Александр Коломийцев, в противовес  лихому баянисту, моментально вводит зрителей в состояние напряженности, серьёзности, но не лишает авторов  своих композиций лиричности, проникновенности  при всей виртуозности исполнения. Особенно «цепляет»  «Ноктюрн» Леонида Десятникова, невероятно поэтичное произведение. Тяжелая для «открытия дверей» миниатюра «Наваждение» С. Прокофьева сразу ввела публику в последующую углублённость, предуготовила слушателя к более сложной мелодике и другому сценическому образу – артиста, не подыгрывающего зрителю, что, однако, не помешало вызвать восторг, продолжительные аплодисменты и многия, многия букеты.

В. Борисов, актёр

_______________________________________________________________________________

В настоящее время видеоматериалы концерта обрабатываются, в ближайшие дни мы постараемся их разместить.